Три вида мажора

Леонид Гурулев, Дмитрий Низяев УСТОЙЧИВЫЕ ЗВУКИ. Слушая или исполняя музыкальное произведение, Вы наверняка отметили где-то в подсознании, что звуки мелодии находятся между собой в определенном соотношении. Если три вида мажора не было этого соотношения, три вида мажора можно было просто поколотить по клавишам струнам и т. Это отношение выражается прежде всего в том, что в процессе развития музыки мелодиинекоторые звуки, выделяясь из общей массы, приобретают характер опорных звуков. Мелодия обычно и заканчивается на одном из этих опорных звуков. Опорные звуки принято называть устойчивыми звуками. Такое определение опорных звуков соответствует их характеру, так как окончание мелодии на опорном звуке производит впечатление устойчивости, покоя. Один из самых устойчивых звуков обычно выделяется больше, чем другие. Он является как бы главной опорой. Такой устойчивый звук называется тоникой. Вот послушайте я намеренно пропустил тонику. Три вида мажора сразу же захочется докончить мелодию, и, уверен, даже если бы не знали мелодии, Вы сумели бы правильно поставить ноту. Забегая вперед, скажу, что это ощущение три вида мажора тяготением звуков. В противоположность устойчивым звукам, другие звуки, участвующие в образовании мелодии, называются неустойчивыми. Неустойчивым звукам свойственно состояние тяготения о чем я только что говорил вышекак бы притяжения, к ближайшим устойчивым, три вида мажора как бы стремятся соединиться с этими опорами. Приведу нотный пример этой же самой песенки "Во поле береза стояла". Переход неустойчивого звука в устойчивый называется разрешением. Из сказанного можно сделать вывод, что в музыке взаимоотношения звуков по высоте подчинены определенной закономерности три вида мажора системе. Эта система называется ЛАДОМ лад. В основе отдельной мелодии и музыкального произведения в целом всегда лежит определенный лад, который является организующим началом высотного соотношения звуков в музыке, придает совместно с другими выразительными средствами, определенный характер, соответствующий ее содержанию. Для практического применения что за теория без практики, верно? НАЗВАНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СВОЙСТВА СТУПЕНЕЙ МАЖОРНОГО ЛАДА В народной музыке встречаются разнообразные лады. В классической музыке русской и зарубежной в той или иной мере отразилось народное творчество, а следовательно, три вида мажора присущее ему разнообразие ладов, но все же наиболее широкое применение получили лады мажорный и минорный. Мажорным мажор, в буквальном смысле слова, означает б ольший называется лад, устойчивые звуки которого в последовательном или одновременном звучании образуют большое или мажорное трезвучие - созвучие, состоящее из трех звуков. Звуки мажорного трезвучия расположены по терциям: большая терция - между нижним и средним звуками, и малая - между средним и верхним звуками. Между крайними звуками трезвучия образуется интервал чистой квинты. Например: Мажорное трезвучие, построенное на тонике, называется тоническим трезвучием. Неустойчивые звуки в таком ладу располагаются между устойчивыми. Мажорный лад состоит три вида мажора семи звуков, или, как их принято называть, ступеней. Последовательный ряд звуков лада начиная от тоники и до тоники следующей октавы называется звукорядом лада или гаммой. Звуки, образующие гамму, называются ступенями, потому что сама гамма вполне явственно ассоциируется с лестницей. Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами: Они образуют последовательность интервалов секунды. Порядок расположения ступеней и секунд следующий: б. Вы помните клавиатуру фортепиано? Там очень хорошо видно, где в мажорной гамме тон, а где полутон. Давайте посмотрим более конкретно. Вот где есть черные клавиши между белыми, там и находится тон, а где нет - то там расстояние между звуками равно полутону. Для чего, спрашивается, это надо знать? Вот Вы попробуйте сыграть нажимая поочередно сначала от ноты До до ноты До следующей октавы три вида мажора запомнить на слух получившееся. А потом тоже самое от всех других нот, не прибегая к помощи производных "черненьких" клавиш. Получится что-то не то. Для того, чтобы привести все в столь же приличный вид, надо выдержать схему тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. Попробуем от ноты Ре составить мажорную гамму. Вспомним, что сначала надо построить два тона. Итак, Ре-Ми - это тон. Расстояние между звуками - полтона, а нам-то необходим тон. Ответ прост - повысим ноту Фа на полтона вверх получим Фа-диез. Повторим: Ре - Ми - Три вида мажора. То есть, если нам требовалось, чтобы между ступенями было промежуточная клавиша, а черной три вида мажора ними не оказалось, то пусть эту промежуточную роль выполняет белай клавиша - а сама ступень "переселяется" на черную. Дальше требуется полтона, и он у нас сам получился между Фа-диез и соль-бекар как раз расстояние полтонаполучилось Ре - Три вида мажора - Фа-диез - Соль. Продолжая строго придерживаться схемы мажорного звукоряда еще раз напомню: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон три вида мажора Ре-мажорную гамму, звучащую точно так же, как звучала гамма от ДО: Гамма с указанным выше порядком расположения ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад, выраженный этим порядком, - натуральным мажором. Мажор может быть не только натуральным, поэтому такое уточнение нелишне. Кроме цифрового обозначения, каждая ступень лада имеет самостоятельное три вида мажора I ступень - тоника ТII ступень - нисходящий вводный звук, III ступень - медианта средняяIV ступень - субдоминанта SV ступень - доминанта DVI ступень - субмедианта нижняя медиантаVII ступень - восходящий вводный звук. Тоника, субдоминанта и доминанта называются главными ступенями, остальные - побочными ступенями. Зпомните, пожалуйста, эти три номера: I, IV и Три вида мажора - главные ступени. Пусть Вас не смущает, что они расположены в звукоряде так прихотливо, без три вида мажора симметрии. Этому есть фундаментальные обоснования, природу которых Вы узнаете из уроков по гармонии на нашем сайте. Доминанта в переводе - господствующий расположена чистой квинтой выше тоники. Между ними находится третья ступень, поэтому она и три вида мажора медианта средняя. Субдоминанта нижняя доминанта расположена три вида мажора ниже тоники, от три вида мажора происходит и три вида мажора название, а субмедианта находится между субдоминантой и тоникой. Ниже приводится схема расположения этих ступеней: Вводные звуки получили свое название в связи с тяготением их в тонику. Нижний вводный звук тяготеет в три вида мажора направлении, а верхний - в нисходящем направлении. Выше было сказано, что в мажоре три устойчивых звука - это I, III и V ступени. Степень устойчивости их неодинакова. Первая ступень - тоника - является главным опорным звуком и поэтому наиболее устойчива. III и V ступени менее устойчивы. II, IV, VI и VII ступени мажорного лада неустойчивы. Степень их неустойчивости различна. Она зависит: 1 от расстояния между неустойчивыми и устойчивыми звуками; 2 от степени устойчивости звука, к которому направлено тяготение. Меньшая острота тяготения три вида мажора у ступеней: VI к V, II к III и IV к Для примера тяготения послушаем два варианта разрешения звуков. Минор мы еще будем изучать три вида мажора следующих занятиях, а пока постарайтесь воспринять на слух. Теперь, занимаясь практическими уроками, старайтесь находить три вида мажора и неустойчивые ступени их разрешения. МАЖОРНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ ДИЕЗНЫЕ И БЕМОЛЬНЫЕ. ЭНГАРМОНИЗМ МАЖОРНЫХ ТОНАЛЬНОСТЕЙ Три вида мажора мажорный лад может быть построен от любой ступени как основной, так и производной музыкального звукоряда при условии сохранения в нем той системы расположения ступеней, которую мы рассмотрели выше. Эта возможность - получить нужную гамму от любой клавиши - является главным свойством, и главным предназначением "темперированного строя", при котором все полутоны в октаве совершенно равны. Дело в том, что строй этот - искусственный, полученный в результате целенаправленных вычислений специально ради этой цели. До этого открытия в музыке использовался так три вида мажора "натуральный" звукоряд, который вовсе не имел достоинства симметрии и обратимости. При этом музыкальная наука была просто невероятно сложна и три вида мажора, и сводилась к набору личных мнений и ощущений, сродни философии или психологии. Кроме того, в условиях натурального строя музыканты не имели физической возможности так свободно исполнять музыку в какой угодно тональности, на какой угодно высоте, потому что с увеличением количества знаков альтерации звучание становилось катастрофически фальшивым. Темперированный же то есть, "равномерный" строй дал музыкантам возможность не зависеть от абсолютной высоты звука, и привести музыкальную теорию практически к уровню точной науки. Абсолютная то есть, безотносительная высота, на которой распложена тоника лада, называется тональностью. Название тональности происходит от названия звука, служащего три вида мажора ней тоникой. Название тональности составляется из обозначении тоники и лада, то есть, к примеру, слова мажор. Например: До мажор, Соль три вида мажора и т. Тональность мажорного лада, построенная от три вида мажора до, называется До мажор. Ее особенность среди других тональностей в том, что ее звукоряд состоит как раз из основных ступеней музыкального звукоряда, то есть, попросту, только из белых клавиш фортепиано. Вспомним строение мажорного лада два тона, полутон, три тона, полутон. Если построить от ноты До чистую квинту вверх, а от полученной квинты три вида мажора Соль попробовать построить новый мажорный звукоряд, то получится, что VII ступень ноту Фа надо повысить на полтона. Сделаем вывод, что в тональности G-dur, т. Если теперь до-мажорную пьесу нам захочется сыграть в этой новой тональности ну, например, вследствие того, что Вашему голосу слишком низко и неудобно петь в до мажорето, переписав все ноты песни на нужное количество линеечек выше, мы должны три вида мажора каждую ноту ФА, которая попадется в нотах, повышать на полтона, иначе зазвучит чепуха. Как раз для этой-то цели и существует понятие ключевых знаков. Нам нужно всего лишь нарисовать при ключе один диез - на той линеечке, где пишется нота ФА - и после этого вся песня как бы автоматически оказывается в правильном звукоряде для тоники СОЛЬ. Теперь три вида мажора дальше проторенной дорожкой. От три вида мажора Соль строим вверх квинту получим ноту Три вида мажораа от нее опять три вида мажора мажорный звукоряд, хотя уже можно и не строить, поскольку три вида мажора уже знаем, что надо повысить седьмую ступень. Седьмая ступень - нота До. Коллекция диезов при ключе у нас три вида мажора Вами постепенно вырастает - кроме фа-диеза, добавляется еще и до-диез. Это ключевые знаки тональности Ре-мажор. И так будет продолжаться, пока мы не используем все 7 знаков три вида мажора ключе. Для тренировки желающие хотя советую всем могут произвести эксперимент такого же порядка. От полученной ноты опять строим квинту вверх. Вас недолжно смущать, когда при очередном построении тональности Вы обнаружите, что сам звук тоники оказался на черной клавише. Это будет означать всего лишь то, что этот диез будет упоминаться в имени тональности - "фа-диез-мажор" - все остальное будет работать точно так же. В принципе, никто не может запретить Вам продолжать это построение И ПОСЛЕ того, как при ключе будет написан седьмой диез. Теория музыки не запрещает существовать каким угодно тональностям - хоть с сотней знаков. Просто восьмым три вида мажора при ключе неизбежно окажется снова "фа" - и Вам останется лишь заменить самый первый "фа-диез" знаком "дубль-диез". При этих экспериментах Вы можете получить, например, мажор с 12-ю диезами - "си-диез-мажор", и обнаружить, что это не что иное, как "до-мажор" - вся гамма окажется опять на белых клавишах. Разумеется, все эти "опыты" имеют лишь теоретическое значение, так как на практике никому не придет в голову так загромождать свои ноты знаками только ради того, чтобы снова оказаться в до-мажоре. Предлагаю Вашему вниманию рисунок для ознакомления со всеми этими диезами, устойчивыми и неустойчивыми звуками в каждой тональности. Прошу запомнить, что порядок "появления" диезов строго регламентирован. Пойдем в другую сторону. Если от ноты До построить квинту, но уже вниз, получим ноту Фа. От этой ноты начнем строить по нашей схеме мажорную гамму. И увидим, что четвертую ступень то есть ноту си уже требуется понизить попробуйте построить самостоятельнот. Построив три вида мажора Фа-мажор от тоники нота Фа опять строим квинту вниз Си-бемоль. Три вида мажора построить все полностью тональности для практики. А я Вам приведу на рисунке все бемольные тональности. Порядок появления расположение ключевых бемолей тоже строгий. Прошу запомнить наизусть: Си-Ми-Ля-Ре-Соль-До-Фа, то есть, порядок, обратный диезам. А теперь обратим внимание на устойчивые звуки любой тональности на выбор. Они образуют мажорное трезвучие тоники вопрос для повторения: что такое тоника? Ну вот, мы чуть-чуть уже затронули обширнейшую тему "Аккордов". Не будем забегать вперед, но научитесь, пожалуйста, строить тонические трезвучия в данном случае - мажорные от любой ноты. Этим Вы заодно научитесь строить, так сказать, аккорд тоники - основной аккорд - какой-либо тональности. ГАРМОНИЧЕСКИЙ И МЕЛОДИЧЕСКИЙ Три вида мажора В музыке нередко можно встретить применение мажора с пониженной VI ступенью. Такой вид мажорного лада называется гармоническим мажором. От понижения VI ступени на полутон становится острее ее тяготение в V ступень и придает мажорному ладу своеобразное звучание. Попробуйте проиграть гамму, к примеру, До-мажор с пониженной VI ступенью. Для начала я Вам помогу. Высчитаем, что VI ступень в данной тональности C-dur - это нота Ля, которую надо понизить на полтона Ля-бемоль. Вот и вся премудрость. Таким же образом поступите в других тональностях. При игре гаммы, то есть, непрерывающейся последовательности ступеней, Вы сразу почувствуете, что под конец гаммы начинает пахнуть какой-то экзотикой. Причина тому - новый интервал, образовавшийся при понижении VI ступени: увеличенная секунда. Присутствие такого неожиданного интервала и придает ладу такую необычную окраску. Гармонические лады присущи многим национальным культурам: татарской, японской, да вообще почти всем азиатским странам. Мелодическая разновидность мажорного лада образуется понижением сразу двух ступеней натуральной гаммы: VI и VII. Благодаря этому, обе эти ноты они обе неустойчивы приобретают усленное тяготение к нижней устойчивой - к V ступени. Если Вы проиграете млм пропоете такую гамму сверху вниз, то почувствуете, как в ее верхней половине появилась особая мелодичность, мягкость, протяженность, неразрывная связанность нот в одну певучую мелодию. Именно из-за этого эффекта такой лад и получил название "мелодического". Минорным минор, в буквальном смысле слова, означает меньший называется лад, устойчивые звуки которого в последовательном или одновременном звучании образуют малое или минорное трезвучие. Предлагаю послушать и аккорды. Сравните на слух их звучание и различие. Мажорный аккорд звучит более "бодро", а минорный более лирически помните выражение: "минорное настроение"? Интервальный состав минорного трезвучия: м3+б3 малая терция + большая терция. Не будем утруждаться строением минорного лада, потому что можно обойтись понятием параллельные тональности. Возьмем к примеру привычную тональность До-мажор любимая тональность начинающих музыкантов, потому что при ключе нет ни одного знака. Построим от тоники звук - До вниз малую три вида мажора. Как только что я говорил, при ключе не наблюдается ни диезов, ни бемолей. Лихо пробежим по клавиатуре струнам от ноты Ля до следующей ноты Ля вверх. Вот мы и получили гамму три вида мажора минора. Теперь запомним: параллельными называются тональности, имеющие ОДИНАКОВЫЕ знаки при ключе. Для каждого мажора имеется один и только один параллельный минор - и наоборот. Все тональности в мире, таким образом, существуют парами "мажор-минор", как бы две гаммы, движущиеся параллельно по тем же самым клавишам, но с отставанием на терцию. Отсюда и название "параллельных". В частности, параллельной тональностью для До-мажора является Ля-минор тоже любимая тональность начинающих, т. От ноты Ля вверх сроим малую терцию, получаем ноту До, а потом еще большую терцию уже от ноты До, в итоге зазвучит Ми. Итак, минорное трезвучие ля миноре: Ля - До - Ми. Постарайтесь найти сами три вида мажора тональности для три вида мажора мажорных ладов, которые мы проходили три вида мажора. Главное запомните, что три вида мажора. Коротко, для тренировки, посмотрим еще один пример. При ключе - один знак си-бемоль. От ноты Фа строим вниз малую терцию - нота Ре. Значит, Ре-минор является параллельной тональностью Фа-мажору имеет ключевой знак - си-бемоль. Тоническое трезвучие в Ре-миноре: Ре - Фа - Ля. Итак, в параллельных тональностях натурального звукоряда, ключевые знаки одни и те же. Это мы уже усвоили. А как быть с гармоническим ладом? Гармонический минор отличается от натурального повышенной VII ступенью, что было вызвано необходимостью обострить тяготение восходящего вводного звука. Если присмотреться или прислушаться, то Вы легко обнаружите, что гармонический мажор и гармонический же минор, построенные от одной и той же клавиши, полностью совпадают в верхней половине три вида мажора - та же самая увеличенная секунда на VI ступени гаммы. Просто для того, чтобы этот интервал получить в мажоре, приходится понижать VI ступень. А вот в миноре эта ступень и без того низкая, зато VII ступень три вида мажора повысить. Давайте договоримся, что количество ключевых знаков для всех тональностей надо помнить наизусть. Исходя из этого, допустим, в ре-миноре ключевой знак - си-бемоль повышенная VII три вида мажора - До-диез. Выше на рисунке Вы можете посмотреть визуально. А теперь давайте послушаем хотя Вы можете и сами проигратькак три вида мажора будет звучать. Если немного внимательней отнестись три вида мажора просмотру и прослушиванию, три вида мажора можно увидеть, что трезвучие доминанты в гармоническом миноре - мажорное. Я вот сейчас Вам проиграю : Тонику, Субдоминанту, Доминанту и Тонику в гармоническом Ля-миноре. Вот и позанимайтесь три вида мажора этих трех аккордов во всех минорных тональностях. Этим Вы добьетесь автоматизма определения основных трезвучий в любой тональности. Строить мажорные и минорные трезвучия мы с Вами уже умеем, если забыли - давайте повторим и уточним. Строим тоническое трезвучие: определяем лад мажор, минориз этого исходим. Строим мажорное минорное трезвучие. Теперь надо найти субдоминанту. От тоники строим кварту вверх - получаем основной звук, от которого и будем строить трезвучие. В F-dur - это си-бемоль. А от си-бемоля уже и строим мажорное трезвучие. От тоники - квинту вверх. В этой же тональности Доминанта - До. Ну, а уж трезвучие До-мажор построить, - это нам уже нетрудно. Параллельная тональность Фа-мажору - Ре-минор. Строим в минорной тональности тонику Тсубдоминанту S и доминанту Напоминаю, что в гармоническом и мелодическом миноре доминанта - мажорное трезвучие. Мелодический минор отличается три вида мажора натурального минора повышенными и VI, и VII ступенями проиграйте на фортепиано или гитаре, в крайнем случае в MIDI-редакторе. А в мелодическом мажоре происходит, наоборот, понижение тех же ступеней. Мажор и минор, имеющие одинаковую тонику, называются одноименными одноименная тональность До-мажора - До-минор, Ля-мажора - Ля-минор и т. Как было уже сказано, выразительные возможности музыки складываются из взаимодействия три вида мажора средств, которыми она располагает. Среди них большое значение в передаче музыкой определенного содержания и характера имеет лад. Помните, я приводил пример звучания мажорного трезвучия и минорного. Напомню, по случаю, что мажор, так сказать, более бодр, а минор - более печален, драматичен, лиричен. Поэтому - можете сами поэкспериментировать - мажорная мелодия, сыгранная от той же клавиши, но с использованием минорного звукоряда или наоборотприобретает совершенно другую окраску, хотя остается при этом той же мелодией.

См. также